"Знай свои права"

Журнал Уполномоченного по правам человека в Калужской области "Права человека" № 3 (24) 2011 год.

 

       В Доме Ученых города Обнинска каждую среду с 17 до 18 часов осуществляется прием граждан помощником Уполномоченного по правам человека в Калужской области по городу Обнинску Трохиной Светланой Владимировной. На прием приходят жители Обнинска с различными правовыми вопросами. Особое место занимают вопросы в жилищной сфере, касающиеся качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг; оплаты за жилое помещение; получения информации в сфере ЖКХ; установки квартирных счетчиков потребления воды и газа; и т.д.

     Каждому обратившемуся разъясняются их права, обязанности, способы защиты своих прав. При необходимости оказывается помощь в составлении жалобы на имя Уполномоченного.

    Анализ обращений свидетельствует о неосведомленности граждан о своих правах. В связи с чем, хотелось бы довести до сведения всех жителей Калужской области информацию о наиболее актуальных и значимых правовых вопросах в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

     Одним из распространенных вопросов у граждан является вопрос о составляющих оплаты за жилье и повышении тарифов на оказание коммунальных услуг.

      Плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из: 1) платы за пользование жилым помещением; 2) платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) платы за коммунальные услуги, в которые входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

       Необходимо обратить внимание на то, что размер платы за жилое помещение определяется исходя из занимаемой общей площади данного помещения. Органом местного самоуправления устанавливаются размер платы за жилое помещение и тарифов на коммунальные услуги. Как правило, это происходит не чаще одного раза в год до утверждения бюджета Калужской области, бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год.

       Граждане недовольны тем, что получить информацию и ознакомиться с документами, непосредственно затрагивающими их права в сфере ЖКХ практически невозможно. В большинстве управляющих компаниях города Обнинска отсутствуют информационные стенды. Только из извещений на оплату люди узнают об очередном повышении тарифов.

      Для устранения сложившейся ситуации Администрации города Обнинска необходимо обеспечить заблаговременное информирование населения о каждом предстоящем повышении цен и тарифов на услуги ЖКХ, разъяснение причин повышения, слагаемых тарифов. Все     прейскуранты, тарифы должны быть вывешены в управляющих и иных обслуживающих организациях.

     Пришедшие на прием граждане недоумевают, почему они вынуждены оплачивать отопление круглый год. Объяснение этому - себестоимость услуги отопления, которая состоит из расходов на производство, транспортировку тепловой энергии, ремонт и техническое обслуживание оборудование оборудования тепловых сетей, производимых в период подготовки к новому отопительному сезону. В целях исключения финансовой нагрузки на жителей в отопительный период плата за данные услуги распределяется равномерно на весь год.

     Следующим вопросом, интересующим жителей Обнинска, является вопрос о возможности экономии на оплате за коммунальные услуги. На мой взгляд, ответ очевиден, необходимо установить индивидуальные приборы учета. В настоящее время использование приборов учета не получило широкого распространения. Однако практика показывает, что граждане, установившие счетчики (воды, газа) бережнее относятся к использованию коммунальных услуг и реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу. Это и приводит к экономии денежных средств плательщиков коммунальных услуг и потребляемых ресурсов.

     Законодательством Российской Федерации предусмотрено уменьшение платы за коммунальные услуги в случае их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами. Данным правом практически никто не пользуется, а, на мой взгляд, зря. Массовые обращения стимулируют организации, оказывающие коммунальные услуги, к предоставлению качественных и своевременных услуг.

     Так, жители дома-новостройки в Обнинске по адресу ул. Калужская, д. 20, жалуются на температуру подаваемой горячей воды в квартиры. Они сообщают, что при приеме ванных процедур, мытье посуды и т.д. им нет необходимости использовать холодную воду, поскольку температура горячей воды очень низкая. С этим вопросом жильцы неоднократно обращались в управляющую компанию, которая третий год дает обещания все исправить. В таких ситуациях гражданам необходимо пользоваться своим правом на уменьшение платы за предоставление услуг ненадлежащего качества.

     Так, для установления факта оказания некачественных и недополученных коммунальных услуг гражданам необходимо обратиться устно или письменно в аварийно-диспетчерскую службу организации, предоставляющей коммунальные услуги. Сотрудник службы согласовывает с потребителем время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о предоставлении услуг ненадлежащего качества, который подписывается в двух экземплярах между потребителем и представителем организации. Один экземпляр акта остается у потребителя, который является основанием для перерасчета.

    Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным в том случае, если подписан акт об устранении недостатков предоставления таких услуг или с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного прибором учета. После завершения предоставления услуг ненадлежащего качества необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию о произведении перерасчета, предоставив вышеуказанные акты.

     Хотелось бы напомнить гражданам об их праве на перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с их отсутствием более пяти календарных дней по месту жительства. Перерасчету подлежат только холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Многие граждане считают, что оплата лифта и вывоз мусора должны быть перерасчитаны. Это заблуждение, поскольку обслуживание лифта, вывоз мусора относятся к содержанию и ремонту жилого помещения, а не к коммунальным услугам.

       В течение месяца после окончания периода временного отсутствия необходимо подать письменное заявление о произведении перерасчета и документы, подтверждающие факт отсутствия, в управляющую организацию. К документам, подтверждающим факт отсутствия, относятся: - копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; - справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; - проездные билеты; - счета за проживание в гостинице или другом месте временного пребывания и т.д.

      Надеюсь, жители Калужской области начнут в полном объеме пользоваться своими правами, и тем самым будут стимулировать деятельность обслуживающих организаций строго в рамках действующего законодательства.

 Трохина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<a